!!! Как себя вести !!!
Здесь я привожу примеры для подражания
1.Культура поведения и личность человека
К у л ь т у р а  п о в е д е н и я - это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общества. В её основе лежит господствующая в обществе мораль, определяющая обязанности человека в обществе и его взаимоотнашения с окружающими.
М о ра л ь - это одна из форм общественного сознания. Известно, что "вечных" норм нравственности не сеществует, и что, как правило, эти норм отражают интересы господствующего класса.
И ведущей моралью являеться мораль этого класса. В предшествующих общественных формациях каждый класс имел своё понятие морали и соответствующую ему культуру поведения. Культура поведения привилегированных слоёв населения опиралась на мораль класса эксплуататоров, поддержка и защита которой не могли обойтись без религии.
в своём произведении "Новый Нечистивый из Пекла" А. Х. Таммсааре характеризует буржуазную мораль устами Хитрого Антса: "Уж так на этом свете заведено, что малый гнёт спину большого, слабый - на сильного, глупый - на умного. Так самим богом устоено. И кто супротив пойдёт - тот против бога пойдёт, а кто против бога - того ждёт погибель".
Что лежит в основе моральных принципов эксплуататорских классов?
Яснее всего говорят об этом такие поговорки, как:"У кого руки подлиннее, тот и правее", "Кто силён да богат, тому хорошо воевать", "Деньги не пахнут" и "Человек человеку волк".
Высшее сообщество декларировало, что только оно способно осваивать и развивать культуру.
Марксистско-ленинское учение утверждает, что наследником культуры предшествующих общественных формаций является пролетариат и что одна из задачь социалистического общества - усвоить наиболее ценную часть её. Разумеется, это относится и к культуре поведения.
В социалистицеском обществе, где нет сословий и классов, где царит равноправие, существует только одна, единая для всех членов общества культура поведения, которая подчиняеться высшей морали - морали коммунистического общества.
В програме КПСС сказанно: "Отвергая классовую мораль эксплуататоров, коммунисты противопоставляют извращенным эгоитическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль - самую справедливую иблагородную мораль, выражающую интересы и идеалы всего трудящегося человечества... Коммунистическая мораль включает основныенормы, которые выработанны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнётом и нравственными пороками".
Моральный кодекс строителя коммнизма объединяет такие нравственные принципы как: преданость делу коммунизма, любовь к социальной Родине, к странам социализма; добросовесный труд на баго общества: кто не работает, тот не ест; заботы каждого о сохранении и умножени общественноог достояния; высокое создание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: один за всх, всё за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищь и брат; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, заботы о воспитании детей; нетерпимость к несправедливому, тунеядству, нечестности и карьеризму; дружба и батство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и рассовой неприязни; нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. Каждый член общества должен выполнять действующие у нас нормы поведения, принцип которых: у в а ж а й и
с ч и т а й с я с о б щ е с т в о м и с о г р а ж д а н а м и
и
в е д и
с е б я
т а к,
к а к
х о ч е ш ь,
ч т о б ы
д р у и е
в е л и
с е б я
с
т о б о й.
 Это должна усвоить прежде всего та чать молодёжи, которая стремиться только к внешний привлекательности.
 "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли-боже мой! В красивой оболочке прячится иногда душа такаячерная, что не затешь её никакими белилами"
Внутрений мир человека, его интелект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, а также в осанке и поведении. Богатому внутреннему миру соответствует и высокая культура поведения.
Правила поведения вчера и сегодня
Не секрет, что немало еще есть у нас людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами буржуазных предрассутков. Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, литературе, музыке и искусстве, хорошему специалисту, умеющему ценить людей, совсем не объязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпеили без неё, протягивает он первым руку или ждёт когда её ему подадут.
И всё же правила поведения, формировавшиеся в процесее истории человечества, практически обоснованны. Их целесообразность зависела (и сейчас завист) от вопроса qui bene, qui prodest? - в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечечтва многие правла изменились, дополнились, многие неизменны уже столетия, а может быть, и ты тысячелетия!
Еще в античной литиратуре мы сталкиваемся с обычаями и правилами поведения того времени. Например, в скандинавской "Эдде" довольно подробно рассказываеться об обычаях застолиц, причём о тостах приведены даже подробные правила.
Первыми руководствами по поведению были "Манеры за столом" и составленная в 1024 году испанцем Петрусом Альфонсом "Дисцимплина клерикалис". За ними следовали книги о правилах поведения. Так, в Гамбурге в 1716 году была издана книга с обстоятельным названием "Обыча для вежливой и приличной беседыи жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению".
различными общественными формациям соответствовали различные формы общения между людьми, которые объединялись в свод правил поведения, по-своему отражавший общественные порядки мировозрение и сословную рознь. Обычаи и правила вежливости или, другими словами, хорошие манеры и правил хорошего тона существовали для правящего классаи позднее для буржуазии, и никогда не создавались для "нисшего" или "простого народа". Простой народ должен был знать только одно предписанное власть имущими правило: за хлеб, заработанный в поте лица своего, ты должен быть покорен и благодарен своему господину. Лица, принадлежавшие к высшему сословию, были вежливы и тонки в обращении только среди себя пподобных. О вежливости забывали, как только соприкосались с людьми "низших слоёв", то есть с рабочим людом.
Человек всегда стремился к красоте иопрядку, и поэтому в простом народе сложились свои неписанные, передаваемые из поколение в поколение, обычаи и правила повндения, отражающие народные традиции. Человеку свойсвенно стремиление ко всему хорошему, красивому, и поэтому ничего нет удивительного в том, что простой люд тянулся к так называемому хорошему тону. Но только в нашей стране впервые в мировой истории стал задавать тон рабочий человек.
Правила поведения всегда отражали и отражают требования гигиены. "Подавляющее большенство обычаев, управляющих поведением, непосредственно связанны с психической гигиеной. В обычаи людей они внедрялись непроизвольно, в течении времени, на основе приобретаемого опыта. Современный человек не должен вслепую подражать каким-нибудь французким, китайским или иным мностранным кодексам поведения, а должен уметь сознательно регулировать свои отношения с окружающими, исходя, в первую очередь, из требований психогигиены. Требованиям гигиены подчинена большая доля правил поведения за столом, да и вообще большинство правил приличия. Например, весто того чтобы поднять оброненый платок, обращают на это внимание владельца: дотронувшись до чужого платка можно заразиться какой-нибудь бользнью или перенести её на платок своей рукой. (Но старому или больному человеку молодой и более здоровый, конечно, поднимет платок). Правила вежливости запрещают нам шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.
У же в 1883 году аккадемик И. П. Павлов писал, что высшая нервная система управляет всей деятельностью организма. Медицинские иследования показали, что возбуждение и торможение в коре головного мозга могу вызвть различные болезни. Врачи утверждают, что всякий шум, который мы даже незамечаем, вызывает волну возбуждени в нашем мозгу и всем теле. С течением времени, содействуя таким заболеваниям, как нервоз, неврастения, язвеная болезнь, гипертония и т.д.
"Перелом кости нисколько не серьёзнее, чем травмированная нервная система", - пишет кандидат медицинских наук Х. Янес и сравнивает грубость, жестокое оскарбительно слово и другие формы непочтительного отношения к человеку с ржавчиной, которая разъедает его нервную систему.
Мораль нашего общества предусматревает настоящее человеческие отношения ммежду людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения.
Младшие выражают уважение старшим во всём - и уступя старшему место, и ожидая, когда пожилой челоовек сам протянет руку для рукопожатия и т.д. В соответсвтии с моралью нашего обществаженщину уважают у нас как мать, как продолжительницу рода. Поэтому многие правила поведения предусматривают, что мужчина, как физически более сильный, помогает женщине, проявляет к ней уважение. Мужчина первым здоровается, предлогает женщине сесть, здороваясь и представляясь, как и со страршим, ждёт, пока она протянет ему руку.
И, наконец, всё общепринятые правила поведения в той или иной степени связанны с понятием прекрасного.
Нужно отметиь, что в наше время многие из этих правил носят чисто традиционный характёр и их практическая ценность весьма сомнительна. Например, подымаясь по леснице, мужчина идёт впереди женщины - требование, которое диктовалось длинным, достигающим пола женским платьем и свечевым освечением, так как мужчина нес подсвешник, и на платье можно было легко наступить. (В настоящее время это объясняеться, скорее, слишком короткой женской одеждой). Таким образом, и теперь, отчасти по традиции, мужчина поднимается по леснице впереди и спускается позади.
У европейских народов принято при приветствии пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция истолковывается как свидетельство уважения. А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Вытянутая и открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа и пр. Если друга сторона была также миорно настроена, следовательно непроизвольное рукопожатие - приветствие.
Ту же мысль на Востоке арабывыражали скращиванием рук на груди, туркменцы засовывали руки а длинные рукова, у китайцев при поклаоне руки свисали свободно по сторонам и .тд.
И обнажать голову стали их мирных побуждений, выражаяпокорность. Снятие шлема на арене боя положило начало этому обычаю.
Во время опустошительной эпидемии гриппа после первой мировой войны в Европе возник по иниациативе медиков Союз упрощения приветствия. На улицах многих городов можно было встретить людей с осбыми значками на груди, которые здоровались без рукопожатий и не приподымая шляпы.
У разных народов разные обычаи. Раазличия обусоавливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции.
Традици никогда не шагают в ногу с развитием культуры , поэтому у народов с высокой культурой могут быть некоторые устаревшие обычаи.
Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости, бытующих в нашем обществе, есть обязательные, соблюддаемые в интересах общества, и необязательные, по сути свой век отжившие, но вреда не приносящие. К последним относятся целование руки, хотьба мужчины по елвую руку женщины, приподымание головного убора и другие, при которых каждый может действовать по своему усмотрению, чувству такта и вкусу.
Мы живём на заре новой эры, в период критической переоценки старого и полны творческого рвения во имя будущего - во имя коммунизма. Несколько ктритически мы воспринимаем культурное наследие предыдущих формаций, также критически мы должны восприять и првила поведения прежних времён:не механически, нокритически и обосновательно. ВСоциалистическом государстве между людьми установились новые отношения, требующие соответствующих форм выражения в виде новых правил поведения.
Церемониальный этикет магнатов о прошлом и формальнаявежливость мещанства, изображающего "высшее общество", нам чужды и смешны, как и затянутая в корсет фигура прошлых лет. Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму,которой нужно было бы жертвовать личные благородные чувства, хороший вкус, естественное удобство и разумное, никому не мешающее благополучие. Нашему обществу должна бытьприсуща вежливость, вытекающая з сердечности и доброжелательности. Как сказал И. В. Гёте "Существует вежливость, идущая от сердца, которая сроднилюбви. Из неё формируется уютная вежливость внешнего обхождения". Однако такой вежливости и правил поведения, которые остаются этикетом и ограничиваются лишь хорошими манерами (правильнее будет назвать их манерничанием), нам недостаточно. Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Например, обычно не принято на улице громко кричать и жестикелировать, потому что это беспокоит людей.Если же кому-либо грозит опасность попасть под машину, самый громкий крик и размашистый жест будут к месту. С праилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдёт, тем естественееи не посредственне мы будем их выполнять. Поэтому с самого раннего возраста ребёнка нужно обучать вежливости. Для постижения правил вежливости ни один ребёнок не бывает слишком мао, как думают некоторые родитеои. В осномном, вежливость и умение вести себя завсят от общего развития человека.
В е ж л и в о с т ь и с о б л ю д е н и е
п р а в л и
п р и л и ч и я
д о л ж н ы
о п и р а т ь с я
н а
е с т е с т е в е н н о с т ь,
н е п р е н е ж д ё н н о с т ь,
н о
н и
в
к о е м
с л у ч а е
н е
н а
п р и т в о р с т в о
и
л о ж н ы й
с т ы д.
О некоторых чертах характера
Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила дейсвуют при этом лишь как дисциплинирующий фактор.
Положительные
Ч у в с т в о
т а к т а
- это умение вести себя в различннойобстановке не только в соответствии с общими правилами поведения, но и так чтобы удовлетворять эстетические и этические требования. Основываясь на сердечности, чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль или радость, и умение понять потребности и переживания другого. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость. Если правила вежливости можно механически изучить и они могут стать хорошей привычкой, то такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого.
Тактичность требует, что бы человек воздерживался от вмешательства в чужие дела там, где это не угрожает обществу, ему сасому или кому-либо другому.
В человеке должно быть также развито и критическое начало, в первую очередь, по отношению к самому себе.
Ц е л ь
к р и т и к и
-устранение существующих в обществе недостатков.Стремясь к этому, критика должна быть объективна - только так можно достичь цели. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически к себе относиться. Нередко критикующий не отдаёт себе отчета в том, что ему присущи те или иные недостатки, которые он осуждает. Часто люди, поступки или ситуации критикуютсяслишком легкомысленно, без учета причин, вызывших то или иное явление. Такая критика может только усугубить недостатки.
Критика должна быть объективной и соответствовать принцыпам коммунистической морали. Иногда мы бываем вынуждены призвать к порядку ребёнка, подростка или даже взрослого. Неправильно было бы делать это в грубой форме с издёвкой или насмешкой. Это нередко имеет обратное действие. Справедливое наказание предусматривает обязательное уважение к человеческому достоинству. После наказания бестактно напоминать человеку о его вине.
Бестактность в общении с окружающими иногда обусловливает нарушение предксматренной дистанции, пределы которой определяют отношение между людьми, случаем (окружение, обстановка и время). Фамильяность и высокомерие - полярные проявления всё той же бестактности.
Тактичность, руководимая чувствоми и разумом, проявляеться как в поступках, так и в словах. Тактичный человек двигается и ведёт себя неприметно, никого не тревожа и не раздражая. Он не подчеркивает своего превосходства и не развязаен, приспосабливается к любой обстановке, всегда считаеться с окружающими и с ситуацией.
Тактичный человек не демонстрирует своей неприязни к людям и не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение, окружающих. На людях не обнимаются, не целуются и не выставляют свои чувства напоказ.
Любопытство, которое может обидеть окружающих, - бестактность. Например, бестактно поглядывать через плечо пишущего или читающего. Рассматривая чью-либо фотографию, нельзя читать дарственные надписи. Подслушивать чужие разговоры так же недостойно как подглядывать через замочную сквжину. Неприлично бесцеремонно рассаматривать окружающих.
Увидев знакомого в неловком положении, сделайте вид, что не замечаете его и не напоминайте ему никогда об этом, а тем более не другим о виденном.
Недостатки и слабости человека, которые не вредят обществу, не разоблачают перед другими.
Не только бестактно, но и дерзко, высмеивать и передразнивать человека с физическими недостатками - заику, глухого, хромого и т.п., хотя бы за глаза. К таким людям нужно особенно предупредительно, ерпеливо и сочувственно. Сочувствием должно руководить чувство такта. Людям с физическими недостатками, как и многим больным, приятнее, когда их физической неполноценности незамечают.
Тактичность вынуждает о некоторых вещах говорить иносказательно, особенно в присутствии детей и подростков. Чувство такта можно развить. Это уже зависит от самого человека.
С к р о м н о с т ь. Тактичность связанна со скромностью.Быть скромным - это значит относиться требовательно и самокритично к себе, к своим способностям и своему поведению. Академик Павлов в своём письме к молодёжи писал: "Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе, я невежда".
И всё же встречаются люди, лишённые скромности. Нередко это представители творческой молодёжи, передовики производства, люди беспорно одарённые, но не задумывающиеся над тем, чем они обязанны обществу, своему коллуктиву, своим прямым и косвенным учителям и многим, многим другим. Скромный человек знает, что его личные заслуги не так важны, как успех коллектива. Он не выставляет своего "я", свои действительные или мнимые способности, своё превосходство над другими. Скромный человек никогда не навязывает своих взглядов и воли, он ищет пути для убеждения и только таким образом достигает своей цели. Он принципиально относится к недостаткам других и в то же время щадит их чувства, проявляя тем самым тактичность. Хваля он не льстит, и к похвале относится без кокетства.
Скромность нельзя отждествлять с застенцивостью. Застенцивый человек склонен недооценивать себя. При общении с таким человеком нужно дать ему почувствовать, что его способностям и умению доверяют и их ценят. Ободряющее и дружеское слово придаёт застенчивому человеку уверенность и силу. Скромность неразрывно связанна с естественнстью.
Б ы т ь
е с т е с т в е н н ы м
- это значит быть тем, кто ты есть. Для этого нужны честность и правдивость. Нет ничего пошлее, чем лицемерие, кривляние и притворство. В юности часто выбирают в качестве образа, кумира, кого-нибудь, кому хотят подражать, не считаясь с тем, подходят ли они по возрасту, внешности, таемпераменту к своему идеалу. Например, таллинцы среднего поколения могу рассказать, сколько в то время, когда мир покорила известность Греты Гарбо, можно было видеть в городе её подобий. Эти псевдогарбо имитировали с абсолютной точностью внешность знаменитой киноактрисы - косметику, причёску, одежду, походку. Рядясь в чужие перья, они теряли своё собственное лицо, естественность и выглядели манекенами. И ныне можно встретить 17-18 дувушек, работающих под кого-то и старающимися выглядеть "дамами".
Человек с безупречными манерами, вне зависимости от возраста, естествен и просто в общении с окружающими, в разговоре, умении держаться и одеваться.
Молодые девушки, которые пытаются изображать дам, выглядит так же комично, как и взрослыеженщины, срающиеся быть по-девечьи наивными.
Н а и в н о с т ь
- это результат отсутствие жизненого опыта в сочетании со свойсвенной молодёжи прямотой. Наивный человек естествек в своём поведении, потому что он не знает о своей наивности. Тот, кто сознательно подчёркивает сво наивность, действует неестественно, а поэтому и отталкивающе.
Быть самим собой, быть естественным в поведении, обладать чувством меры - в этом кроется настоящая красота, это и есть хороший вкус.
"Любовь и щенки родятся слепыми", - говорит шведская пословица. Стремлению молодёжи вглядеть старше часто способствует слепая любовь родителей к своим детям. Они не умеют во-время обуздать или направит своих детей.
Например, в последнее время, как жалуются преподователи школ, есть случаи, когда уже ученицы 7-8 класса, не говоря остаршекласниках, не приходят на школьный вечер, потому что им "нечего там делать" - это значит им не сшили к этому вечеру новое платье.
Те родотели, которые от большой любви к своим детям выполняют все их прихоти, заслуживают осуждния и порицания. Они сами дают толчок к тому, что центром интересов молодёжи становится зал, кафе,; воспитывают в них жеманство, самовлюблённость и притворство.
Труд сформировал человека и общество. Поэтому критерий ценности человека - его труд, полезная деятельность на благо общества. Нельзя забывать: чем выше культура человека, тем естественнее, проще и скромнее он сам, его поведение и отношениек к окружающим.
Д о с т о и н с т в о.
Рядом со скромностью и естественностью должно находиться самоуважение, чувство собственного достоинства, заставляющее человека поверить в собственные силы, не дающие ему чувствовать себя бесполезным и лишним. Лишнее достоинство и чувство чести не дают человеку быть нечестным, унижаться или терпеть оскарбления. Человек с развитым чувством достоинста не оскорбляет и других. С ним не совместима вульгарность ни в делах, нив словах, он всегда спокоин, уравновешен. Уважающий себя человек не позволит и в своём присутствии другим вести себя непристойно, говорить скабренности или повышать голос. Он не даст легкомысленных обещаний, которых нысможет выполнить. Он знает, что данное слово нужно держать. "Давши слово держись, а не давши слово крепись" - говорили и наши праотцы. (конечно, может случиться что слово нарушенно по причинам, от нас не зависявшим, таким как болезнь, несчастный случай, внезапный отъезд или срочное задание и т.п.). Ели человек не сможет об этом предупредить, он должен при первой возможности извениться.
Человек с чувством достоинства ценит доверие. Использование доверия коллектива или отдельного лица в своих целях - злоупотребление и подлость.
Достоинство требует, чтобы каждый член коллектива, наряду с честью Родины и своего народа, дорожил бы честью своего коллектива, где он живёти работает,будь то семья, школа, общежитие, завод, колхоз, учреждениеи тд. Для этого, прежде всего, нужно держать на высоте своё достоинство и уметь уважать себя.
Отрицательные Самый большой бич, смые отталкивающие черты характера - это эгоизм, зависть и подхалимство. Поведением эгоизма, завистникв и подхалима руководит лмчная выгода узкого круга людей (например, семьи). И эгоист, и подхалим, и завистник - люди с ограниченным кругозором, с мелкой, убогой душой, которые не способны на большие благородные дела. " Бедный дух не может создать ничего великого. Из мелочной, злой, эгоистичной души не может в конце концов вспыхнуть большое, светлое пламя".
Гуго Раудсепп говорил в своём "Микумярди", что "завистнику как пилой режет душу, если другой хорошо живёт".
Что касается подхалима, то этот тип опасен, в первую очередь, для переоценивающего себя человека. Похвала и заискивание подхалима мешают такому человеку правильно ориентироваться в реально сложившейся обстановке. "Похвала - западня для глупых", - говорит пословица. Когда однажды спросили Карла Маркса, какя черта характера ему наиболее противна, он ответил: подхалимство.
Поведение находится в прямой зависмости от характера являются причиной отрицательного, вредного по отношению к сообществу и близким людям, поведения. Эгоист, индивдуалист, завистник, лгун, подхалим, спесивый, заносчивый, упрямый, недоверчевый и с непостоянным характером человек вреден для общества не только потому, что он может плохо повлиять на окружающих, но и потому, что он задерживает всякое общественное развитие. Долг каждого советского человека - бороться с отрицательными чертами характера, как своими, так и своих близких, и развивать положительные черты. В программе Коммунистической партии Советского Союза поставленны задачи, которые нужно учитывать при формировании нового человека. Среди них :
- ф о р м и р о в а н и е
н а у ч н о г о
м и р о в о з р е н и я :
воспитать глубокую веру в идеалы коммунизма, сознательное отношение к общественному долгу, пролетарскому интернационализму и патриотизму, верность Родине, готовность защищать её не щадя своей жизни ;
- т р у д о в о е
в о с п и т а н и е,
развитие коммунистического отношения к работе и общественному производству ;
- у т в е р ж д е н и е
к о м м у н и с т и ч е с к о й
м о р а л и,
внедрения сознательного выполнения правил коммунистического общежития ;
р а з в и т и е
п р о л е т а р с к о г о
и н т е р н а ц и о н а л и з м а
и
с о ц и а л и с т и ч е с к о г о
п а т р и о т и з м а ;
- в с е с т о р о н н е е
и
г а р м о н и ч е с к о е
- р а з в и т и е
ч е л о в е ч е с к о й
л и ч н о с т и.
В период перехода к аоммунизму возрастут возможности в о с п и т а н и я
н о в о г о
ч е л о в е к а,
г а р м о н и ч е с к и
с о ч е т а ю щ е г о
в
с е б е
д у х о в н о е
б о г а т с т в о,
м о р а л ь н у ю
ч и с т о т у
и
ф и з и ч е с к о с к о е
с о в е р ш е н с т в о.
О с но в о й
к о м м у н и с т и ч е с к о г о
в о с п и т а н и я
и
в с е с т о р о н н е г о
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
я в л я е т с я
с о з и д а т е л ь н ы й
т р у д.
Труд всегда был и будет источником человеческого существования и развития. В различных выражениях, на разных языках у всех народов есть поговорка: "Кто не работает, тот не ест".
Самовоспитание
С а м о в о с п и т а н и е
- это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Академик И.П. Павлов подчеркивал, что человек - единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, т.е. сама себя совершенствовать.
Самовоспитание должно быть вызванно желанием быть полезным обществу, быть достойным членом коллектива.
Нравственное самовосриятие опирается на марксиско-ленинскую идеалогию. Это придаёт человеку коммунистическую идейность и целеноправленность, помогает ему правельно относиться к каждому общественному явлению, правильно решать все вопросы и определяет его общественное и личное поведение. Самовоспитание способствует общению между людьми, принося тем самым пользу и отдельному человеку, и коллективу.
 Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в сознании своих ошибок. Без преодоления недостатков и воспитания в характере ценных качеств самовоспитание немыслемо.
В человеке, как и в исскустве, форма должна соответствовать содержанию. Внешний облик, как правило, отражает внутрению культуру человека.
В нашем обществе имеются бесконечные возможности для образования и самовоспитания: дневные и вечерные школы, стационарные и заочные высшие учебные заведения, курсы университеты культуру, кружки художественной самодеятельности, широкая сеть библиотек и читален, лекции, хедожественные выставки, театры, кино, концерты, радио, телевидение и т.д. У нас в стране большими тиражами и они дешевле, чем где-либо в мире.
В процессе самовоспитания, вырабатывая хорошие манеры и вкус, полезно обращать внимание на общение окружающих между собой в повседневной жизни, на работе и во время отдыха. Наблядательность помогает легко отличить хорошие от плохого, красивое от некасивого, естественное от искусственного, хороший вкус от дурного.
Вежливое поведение опирается не на мехпническое зазубривание отдельных правил, а на правильное познание жизни, приобретенное жизненным опытом.
Э с т е т и ч е с к о е
в о с п и т а н и е
играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выоажением "эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.Эстетическое воспитание - неотъемлимая часть всестороннего развития стротелей коммунизма в части нравственного, духовного и физического воспитания.
За историю человечества было много различных точек зрения относительно эстетики. Методы, предшествующие эстетике диалектического материализма, были либо неправильными, либо недостаточными для сущности прекрасного искусства.
Марсксизм-ленизм учит, что эстетичесткое познание, как самое ценное свойство духа, развивалось постепенно в процессе исторического развития и под влиянием общественной производственной деятельности. Для его выражения, обогащения и развития необходимы определенные социальные условия.
Понятие прекрасного формировалось постепенно. И как всё в жизни, с течением времени понятие это и эстетические оценки подвергались изменениям. Менялись формы производственных отношений и соц. системы, а с ними и понятия людей о прекрасном, их эстетичекий вкус, их отношение к тому или иному виду искусства. В каждую эпоху, у различных народов и общественных классов были свои представления о вкусе и красоте. По мнению крестьянина красивой была сильная, краснощекая, с толстыми икрами женщина, сама внешность говорила о её работоспособности.
Идеалом же дворянина было хрупкое, бледное существо с маленькими изящными руками и ногами, существо, олицатворявщее собой аристократизм и родовитость, т.е. абсолютно не приспособленное к труду.
Развивается и вкус каждого человека в отдельности. Сказывается влияние не только объективных, но и субъективных причин - возрастных и психических. Научные исследования показывают, что на маленького ребенка(обычно до шестилетнего возраста) наиболее впечатление производит красный цвет, который он считает самым красивым. Затем ему начинают нравиться и другие тона, и, наконец, определяются постоянные или меняющиеся любимые цвета.
С течением времени многие эстетические ценности теряют свою актуальность. Притупляются и эстетическое восприятие.
В результате начинаются поиски новых эстетических флрм.
Соответственно, а также индивид, ищут новые идеалы прекрасного. Так и возникают в литературе, искусстве различные стили и течения. Постепенно формируется стиль, определяющий эпоху. Новый стиль всегда возникал вместе со сменой господствующих в обществе идей. Но есть и бессмертные произведения искусства, которые никогда не теряют своей художественной ценности иэстетическое воздействие которых во все эпохи одинакого велико.
Эти совершенные художественные проиведения донесли до нас прогрессивные идеи своего времени, и нчтобы оценить их величие и значимость и испытать то эстетическое наслаждение, которое эти произведения заслуживают, мы должны находиться на соответствующем интелектуальном уровне.
Эстетика пронизывет всю нашу жизнь и призвана облагораживать её.
Эстетическое воспитание окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировозрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера и т.д. можно смело сказать, что вкус определяет степень эстетического наслаждения.
Хороший вкус всегда стремится к жизненой правде, в то время как плохой покровительствует фальши. Вкус человека проявляется во всём: в отношении к жизни, к работе, в поведении с окружающими, в привычках, в речи, тоне, одежде, в отношении к искусству, в том, какие он предпочитает книги, фильмы, спектакли, какую музыку, как он обставляет квартиру какие приобетает предметы потребления, какпроводит своё свободное время и даже в том, с кем он дружит.
По облику человека можно иметь представление о его мировозрении, степени развития и воспитанности.
Воспитанный человек познает истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно.
Наряду с общественной жизнью и природой, средством зстетического воспитания являются такие виды искусства, как литература, изобразительное искусство(живопись, скульптура, графика), мызыка, театр, кино, балет, архитектура, прикладное искусство и пр. Важную роль в формировании нового человека играют
л и т е р а т у р а
и
и с к у с с т в о.
"Советская литература и искусство, проникнутые оптимизмом и жизниутверждвющими идеями, играют большую идейновоспитательную роль, развивают в человеке строителя нового мира.
Марксизм-ленизм учит, что искусству пррисущи три функции, которые неразрывно связаны между собой.
1. Искусство есть средство познания жизни, которое отражает действительность в художественных образах.
2. Искусство, в свою очередь, влияет на жизнь, воспитуя и формируя в людях мысли и чувства.
3. Эти две функции только тогда выполняют свою задачу, если в художественном произведении содержется третья, неприменная часть. а именно эстетическая, - т.е. приусловии, что произвеление доставляет естетическое наслаждение, что оно способно поднять нам дух для совершения благородных поступков. Живопись, таетр,прикладное искусство формируют и наше чувство цвета, этого популярнейшего, по определению Маркса, эстетического чувства.
Многие эстеты раннего периода утверждали(опираясь на эстетику классицизма), что искусство долно тображать прекрасное в действительности. Анализируя только прекрасное население, можем отметить, что это далеко не так. Искусство отражает все стороны действительности, соответсвенно оценивая их.
История мирового искусства свидетельствует о том, что искусство всегда зависело от мировозрения своей эпохи и отражало его. И в то же время истинное искусство всегда стремится правиво отображать жизнь.
Эстетическое воспитание охватывает, кроме воспитания, чувство и суждения, развитие художественного творчества и самодеятельных знаний и навыков.
Уже философы античного мира Платон и Аристотель признавали большое значение искусства в воспитании. Аристотель утверждал, что молодежь нужно сознательно обучать наслаждаться искусством, что в идеальном обществе каждый человек должен заниматься искусством.
Аристотель жил в работовладельческом обществе, где в понятие "человек" "раб" не входил. И только соц. общество смогло достичь того идеала, о котором мечтал прославленный филосов. Широка сеть самостоятельных коллективов дает возможность каждому развивать свои способности в соответствии с его интересами. В.И.Ленин всегда подчеркивал право пролетариата на высокое искусство. В нашей старне уделяется много внимания развитию художественных наклонностей людей Даже любительские занятия иукусством духовно развивают и облагораживают человека. Большую рольв формировании харакрера человека и в постуках его играет литература. Великий пролетарский писатель Максим Горький утверждал, что литература призванна помогать людям познать самих себя, закрепить мх веру в себя, бороться против человеческой подлости, искать в людях хорошее, пробуждать чувство стыда, мужества и гнева и все это для того, чтобы люди становились благородней и мужественей и научились бы вносить в жизнь чувство прекрасного.
Ни одно занятие не способно глубже и действеннее развивать человека духовно, чем чтение. Хорошее произведение помогает избавиться от предрассудков, развенчивает неправильные взгляды читателя, помогает ему преодолевать заблуждения, расширяет кругозор, пробуждая и воспитывая этим в человеке благородные черты характера. Поэтому всё зависит от того, что мы читаем.
Разумеется, литература, которая будит в человеке неизменные инстинкты, грубость, жестокость, наглость и бесчеловечность, неспособна формировать здоровую благородную личность. Такой литературы не должно быть места на наших книжных полках.
ВАжно также,
к а к
читать. Есть люди, которые читат только для времяпрепровождения и ищут даже в серьёзном произведении только занимательность. Настоящая литература заставляет человека размышлять, будит мысль, рождает аналогии и ассоциации. Читать следует вдумчиво, не торопясь Иногда можно отложить книгу, чтобы обдумать прочитанное. Лучше прочесть одно стоящее произведение, чем "проглатить" за это же время десять, усвоив из них лишь ход событий.
Для самообразования мы должны наряду с художественной литературой читать политическую, научнопопулярную, историческую и пр. виды литературы. Сугубо специальную каждый выбирает в соответствии со своей профессией и интересами.
Разумеется, большими преимуществами обладает человек, владеющий иностранными языками. Читать произведения в оригинале - это значит познать дух народа, на говоря уже о совершенствовании языковых познаний.
Самовоспитанием заняться никогда не поздно, нужно только желать. Нет такого чкловека, который не мог бы исправить и изменить своё поведение В соц. обществе есть все предпосылки к тому, чтобы сформировать в себе самые лучшие и ценные черты характера и нравственные качества.
2.Манера поведения По тому как стоит, ходит, сидит, держит руки и ноги, мы можем судить об уважении или пренебрежении к окружающим. В каждой позе должна выражаться корректность, естественная непринужденность и соответствие обстановке. То, что можно разрешить себе, находясь в одиночестве, часто недопустимо в присутствии других.
Самое прекрасное и холёное лицо, безупречные пропорции тела или красивая и изящная одежда не оставляет никакого впечатления, если они не соответствуют манере держаться. Манера делжаться зависит от окружения, от того, чем человек занимается и ка он одет. Девушка или юноша, находящиеся на стадионе в спортивной одежде и стоящие расставив ноги, подперев бока, скрестив на груди или размахивая ими, не вылядят невоспитанными. Если же мы видим в такой же позе человека на улице, в школе, театре или другом лбщественном месте, этот же человек производит впечатление невоспитнного. К сожалению, у нас есть категория молодёжи, которая считает предрассутком хорошие манеры, соблюдение элементарных требований приличия. Расхлябанность, грубость - отличительные черты поведения этих юношей и девушек. Копируя позы манекенщиц, ез учета того , что эти позы нередко условны: их цель показать с наиболее выгодной стороны модный силуэт или покрой одежды.
Только такая манера делжаться красива, в которой чувствуется внутреняя дисциплина. Приятно выглядит хорошо тренированное тело с прямым станом, человек, чья походка, осанка и движения плавны и в то же время умеренно энергичны. Расслабленная и вялая осанка, ставшвя привычкой, постепенно искривляет стан, что в свою очередь нарушает правильное располжений внутрених органов.
Молодой человек. который находится в обществе старших (в том числе и дома с родителями), должен в своей манере держаться и в движениях должен быть более подтянутым, чем среди свои сверстников. Этим он подчеркивает своё уважени к старшим. Стоять нужно прямо, но не напряженно. Нельзя стоять, как вопросительный знак: опущеные плечи, сутулая спина, ноги в коленях полусогнуты и голова опущена. Прежде всего, так стоять вредно для легких, так как сжата грудная клетка. Во-вторых, это производит впечатление расхлябонности. Следует избегать сутулости. Не подобает стоять, прислонившись к стене. Об стену можно запачкать одежду, а потными руками стену.
П о х о д к а.
Нужно избегать вперевалку, разболтанной, шатающейся и семеняще-танцующей походки. Без крайностей необходимости не перескакивают через несколько лестничных ступенек сразу. Мужественность, размашистый шаг и широкие движения,присуще мужчинам, не подходят женщине. Преувеличенное размахивание руками и раскачивание плечами не предают красоты ни мужской, ни женской походке. Некрасиво выглядит (прихотьбе или стоянии) голова, втянутая в плечи.
Походка человека с прямой осанкой, гибкими и разменными движениями красива и гигиенична. Руки движутся в ритме с шагами. Их нельзя расслабленно опускать или размахивать ими. Плюсны ног при хотьбе почти паралельны, пальцы ног немного развернуты наружу.
Походка у женщин на высоких каблуках и в узкой юбке легче, чем в низкой спотивной обуви и спортивной одежде. Некоторые девушки считают, что брюки дают им право держаться менее собранно и корректно. А ведь расхлябанность никого никогда не украшала.
Шагая вдвоем нужно, по возможности, идти в ногу, особенно, когда идут под руку.
При
п о к л о н е
корпус должен быть рямым, руки по докам и пятки вместе. Небольшой поклон - это плавное опускание головы. Глубокий поклон также начинается с опускании головы и переходит в наклон верхней части тела. Кланяться принято медленно, плавно и спокойно.Кланяются здоровоясь и входя в помещение, представляясь, благодоря и при обращении с просьбой, например, при приглашении на танец и т.д. Молодые кланяются старшим глубже, чем свои сверстникам.
К а к с и д е т ь.
На стуле рекомендуется сидеть прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует раскачиваться на стуе, сидеть краешке либо верхом. Садиться и вставать ужно бешумно. Стул не двигают, а переставляют держа его за спинку. Постукивание ногой по своему стулу, и тем более по чужому, действует раздражающе. Сидя, не качают ногой. Не ёрзают на стуле. Сидеть нужно делжа колени вмести, ступни, по возможности, одна возле другой, можно одну ногу выставить немного впереди другой, либо легко скрестить их в лодышках.
Современная легкая мебель позволяет принимать удобные позы. Сидя в модном удобном кресле или на низкой скамейке, ноги можно вытянуть перед собой, если это не мешает проходящим. Можно ли женщине сидеть нога на ногу?
В старину считали такую позу неслыханной невежестью. Сегодня женщина овладела этой позой. Если не бесседуют с уважаемым и старшим человеком, не здороваются в этот момент, то можно сидеть нога на ногу (если юбка не слишком коротка). Молодые девушки все же должны помнить, что в присутствии старших сидеть не пологается. Это же правило распрострвняется и на юношей. Подымая ногу на ногу, нужно помнить, что колени должны быть по возможности вместе, вехняя нога не должна бытть поднята так высоко, чтобы её лодышка лежала на колене другой ноги, и была бы видна подошва туфли, как это любят делать многие мужщины.
Считается некрасивым подпирать щеку рукой или класть голову на руки. В такой небрежной позе невежли разговаривать с другими, особенно со старшими. В обществе старших молодые не должны опиратьсялоктями на спинку своегог или чужого стула, сцеплять руки вокруг колена или скрещивать их на груди. Руки должны спокойно и легко лежать на коленях или на столе. Впечатление грубостии неотесанности создаёт о себе мужчина, сидящий, раставив ноги и опираясь ладнонями о колени.
Вежливый человек старается не поворачиваться ни к кому спиной. В обществе стараются быть лицом к другим, и если иначе нельзя,то по крайней мере, боком.
Юноши и девущки встают, когда старшие входятв комнату или выходят из неё. Также ведут себя мужчины, когда входит или выходит женщина.
Р у к и.
Иногие люди не знают, что делать со своими руками.
&nnbsp;Незанятые руки нужно держать на месте, отучаясь от привычек теребит что-нибудь, стучать пальцами по столу или стулу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеки или пальцем переносицу, демонстративно рассматривать свои ногти и т.д. Во время еды руки до кистей находятся на столе.
Нужно до минимума свест жестикуляцию при разговоре. Это дозволено лишь на сцене. В повседневной жизни лишь незначительные жесты могут подчеркивать слова и фразы. Например, выражения "садитесь, пожалуйста", "познакомтесь, пожалуйста"
, "можно Вам представить?"& и т.д. могут сопроваждаться соответствеующим жестом. Считается неприличным при разговоре прикрывать рот, хлопать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, держать за рукав, подталкивать логтем. Чтобы поправить у знакомого одежду, например, снять нитку или волос, спрашивают у него разрешения.
П а л ь ц ы
Всегда, по возможности, держать вместе. Отставленный во время еды, танца, курения мизинец всегда выглядит жеманно-манерно.
Неприлично указывать пальцем
Бесседуя с кем-либо, смотрят в глаза. Нужно уметь владеть взглядом. Ничто лучше не украшает лицо, чем естественное выражение.
К а ш л я ю т,
ч и х а ю т
и
с м о р к а ю т я
по возможности бесшумно и незаметно и непременно используя платок.От чихания нетрудно удержаться. Для этого необходимо зажать двумя пальцами нос между глас или пару раз погладить переносицу и ноздри. Чихание можно также заглушить, затаив дыхание и крепко закрыв рот. Остерегайтесь вздохов и зевков, выражающих скуку. Зевок можно заглушить, если выпустить воздух через нос, при этом рот должен быть закрыт.
Н е л ь з я
с м е я т ь с я
с широко открытым ртом. Раскатистый смех так же неуместен, как и всякий другой шум, беспокоящий окружающих. Самый приятный смех-сердечный.
Далее